Транспорт России,
9 ноября 2009 г.
Защита для концессии
1229 просмотров
В реализации новой Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)" ставка сделана на государственно-частное партнерство. При этом почти 70% инвестиций в транспортную инфраструктуру планируется привлечь за счет частного бизнеса.
Появились уже и первые концессионные проекты: скоростная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург, Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель в городе на Неве, новый выход на МКАД с федеральной трассы М-1 и другие. Правда, кризис сдвинул сроки начала реализации многих проектов, но тем не менее первые конкурсы уже состоялись. И встал вопрос о том, как обеспечить страховую защиту этих уникальных проектов. САО "ГЕФЕСТ" одним из первых разработало комплексную программу страхования проектов государственно-частного партнерства.
Страхование концессионных соглашений имеет долгую историю во многих странах - например, во Франции она насчитывает уже более полувека. Но для России это явление новое, и стандартов страхования подобных проектов у нас нет. Кстати, за рубежом страховщики участвуют в концессионном проекте с самой первой стадии разработки инвестиционного контракта и обеспечивают независимую и всестороннюю оценку потенциальных рисков. У нас в стране эта тенденция только начинает складываться. Так, при разработке концессионного соглашения по Западному скоростному диаметру в него включили приложение, касающееся требований к страховой защите, и они сформулированы на основе зарубежных аналогов. В процессе реализации проекта стандарты страхования, возможно, потребуют корректировок, но в целом это серьезный шаг вперед.
Сами страховщики пока еще только примериваются к проектам ГЧП.
Но в последние годы государственная политика диктует, чтобы объекты, строительство которых финансируется из федерального бюджета, обеспечивались страхованием на 100%. А частный инвестор, концессионер, не меньше государства заинтересован в страховой защите. Он может сам выступить страхователем либо распределить риски между другими участниками. Так, например, строительные риски может полностью передать генподрядчику. На стадии проектирования и строительства большую часть рисков можно минимизировать с помощью уже существующих и достаточно эффективно работающих видов страхования, таких как страхование строительно-монтажных работ, ответственности строителей и проектировщиков и предпринимательского риска. Что же касается эксплуатации построенных объектов, то с этим сложнее - до сих пор в нашей стране такое страхование не применялось. Практически все дороги у нас принадлежат либо государству, либо субъектам Федерации и муниципалитетам, и законом о бюджете пока не предусмотрено страхование их эксплуатации. Здесь многое для нас ново. Ведь частные инвесторы-концессионеры получат право на эксплуатацию своих объектов в течение 30 лет. Как рассчитать в этом случае стоимость страховки?
Впрочем, по мнению специалистов САО "ГЕФЕСТ", ничего в этом сложного нет. На этапе строительства расходы на комплексную страховую защиту могут составить в среднем 1% от стоимости проекта. А на этапе эксплуатации речь и вовсе идет о десятых и даже сотых долях процента! Страхование концессионных дорог будет стоить дешевле, чем любых других автомагистралей. Объясняется это тем, что концессионер строит дорогу для того, чтобы самому ее эксплуатировать и получать от этого прибыли, а не убытки, поэтому строит более качественно. А качественно построенный объект меньше подвержен и различным страховым случаям.
Кстати, эксплуатируемую дорогу можно застраховать, как и любую частную собственность. Специалисты САО "ГЕФЕСТ" нашли решение этой проблемы и разработали технологию страхования эксплуатируемых концессионных автомагистралей на основе имущественного страхования, которое покрывает, в частности, риски порчи или утраты дорожного покрытия, терминалов, с помощью которых взыскивается плата за проезд, объектов придорожной инфраструктуры и прочего.
Следует отметить, что проекты строительства транспортной инфраструктуры, реализуемые на основе государственно-частиого партнерства, как правило, очень капиталоемкие. Так, до кризиса проекты Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге суммарно оценивались как минимум в 130 млрд. рублей. Такие проекты нельзя реализовывать без страховой защиты. За рубежом страховка - обязательное условие при заключении контракта с подрядчиками.
САО "ГЕФЕСТ", безусловно, планирует принять активное участие в конкурсах на страхование концессионных проектов. Компания накопила большой опыт страхования объектов, по техническим параметрам и инженерным решениям похожих на те, что будут реализовываться. Так, в числе застрахованных компанией объектов значатся: строительство автомобильной дороги Джубга - Сочи, первой и второй очереди кольцевой автодороги в Санкт-Петербурге, отдельных участков МКАД и четвертого транспортного кольца в столице, а также реконструкция аэропорта Пулково в городе на Неве. В этом году "ГЕФЕСТ" застраховал также реконструкцию участков федеральных трасс М-4 "Дон" и М-53 "Байкал".
Словом, он знает, как выстроить надежную страховую защиту.
При этом могут применяться различные схемы - тут выбор будет зависеть от концессионера. Возможно, по какому-то из проектов будет принята схема страхования с компанией-лидером во главе, а по другому возникнет пул страховых компаний типа консорциума, и это будет называться сострахованием. В общем, сколько проектов - столько и вариантов. Есть из чего выбирать.
Надо лишь не забывать о главном: от того, насколько качественно будет организовано страховое сопровождение первых концессионных проектов, зависит не только их успешная реализация, но и то, захочет ли частный бизнес и дальше вкладывать деньги в модернизацию транспортной инфраструктуры. Если захочет - будут у нас новые дороги. А если нет - так и останемся в плену бездорожья.
Вся пресса за 9 ноября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Строймонтаж страхование (CMR), Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|